Не секрет, что гараж является домом для автомобиля. Более того, он служит вторым домом для его хозяина. По этим причинам гараж должен удовлетворять весьма высоким требованиям. Он должен быть уютным, просторным, обладать хорошей теплоизоляцией и служить долгое время. Гараж обязан оберегать машину от дождя, что во многом достигается благодаря качественному устройству стен и крыши. Однако пол является не менее важным элементом, и ему тоже важно уделить внимание. Почему? Покрытие должно быть прочным, ведь на него оказывается немаленькое механическое воздействие со стороны автомобиля. Также в гараже часто находятся тяжелые предметы, колеса, емкости с топливом. К тому же пол гаража должен быть влагостойким, ведь в нем производится ремонт машины, замена масла, перелив бензина из одной емкости в другую. Да и автомобиль с улицы может привозить немало воды. Все это влияет на состояние пола. Поэтому возникает вопрос: как правильно выполнить бетонный пол в гараже.
Содержание
Готовим основание
Работы по заливке бетона
Характеристики бетонных полов
Готовим основание
Бетонный пол отличается высокой прочностью, своими эксплуатационными качествами, а также доступен по цене. Бетонное покрытие может выдержать нагрузки даже от весьма мощного авто. При этом полы из бетона имеют и ряд недостатков. Они быстро загрязняются, в них въедается бензин, машинное масло. В результате в гараже стоит неприятный запах. Также происходит быстрое стирание такого покрытия, так что верхний слой превращается в пыль. Однако чтобы устранить все эти недостатки, нужно обработать и укрепить верхний слой специальными веществами еще во время заливки. К тому же очень важно четко придерживаться технологии изготовления бетона, иначе полы все будут в трещинах.
Чтобы выполнить работы по подготовке и заливке бетона, нужно располагать:
- достаточным объёмом цемента, песка и щебня;
- битумом, утеплителем и гидроизоляционным материалом;
- армированной сеткой и опалубкой.
Бетон можно замешивать и вручную, однако для удобства работы и более качественного смешивания лучше воспользоваться бетономешалкой.
Теперь непосредственно поговорим о том, как подготовить основание под бетон. Это можно сделать в несколько этапов.
Сначала необходимо вырыть котлован по периметру всего гаража. В него засыпается щебень. Высота слоя – 40-50 см. Щебень уплотняется с помощью трамбовки. Благодаря такой подсыпке будет отводиться влага, а также это увеличит прочность всего пола.
Следующий шаг – определение линии горизонта. Также можно заранее задаться углом наклона для полов. Наклон должен быть в направлении ворот, чтобы из гаража туда стекал излишек воды. Если в гараже имеется сточная решетка, наклон должен быть выполнен в направлении нее. Перепад должен составлять не более двух сантиметров. Затем следует насыпать песок высотой 12-15 см.
Так мы плавно перешли к следующему этапу – подготовке песчаной подушки. Перед этим нужно тщательно уплотнить основание во избежание появления трещин. Песчаная подушка должна быть высотой 60-90 см. Если бетон заливается на уже имеющееся покрытие, следует старательно подготовить старое основание: залить трещины специальным составом из цемента и полимера. Если восстановить старые поверхности не удается, их следует убрать, а затем залить смесь заново. Удаление небольших неровностей производится с помощью фрезеровочной техники. Если неровности имеются серьезные, такие участки следует ликвидировать отбойным молотком.
Следующий шаг заключается в гидроизоляции. Гидроизоляцию устраивают с помощью полиэтилена или рубероида. Каков бы ни был материал для гидроизоляции, его необходимо класть не стык в стык, а внахлест с запасом до 15 см. Имеющиеся стыки герметизируются с помощью обычного скотча либо поливинилхлоридной ленты. Важно, чтобы пленка или рубероид лежали ровно на поверхности. Важно не забывать и о том, что полотна должны заходить на стены на высоту, равную заливке пола. На участках близ углов пленка аккуратно складывается, а не режется.
Далее следуют работы по обеспечению нужной теплоизоляции. Если имеется качественная теплоизоляция, это будет значительно экономить электроэнергию, затрачиваемую на обогрев гаража. Экономия может достигать до 25 процентов. Теплоизоляция обустраивается в один слой до того, как приступать к заливке бетона. Утеплитель укладывается плотно стык в стык. Каждый шов следует проклеить скотчем. Поверх слоя теплоизоляции кладется полиэтиленовая пленка. После этого важного шага занимаются непосредственно бетоном.
Бетон важно армировать, чтобы увеличить его жесткость. Для этого нужно сделать металлический каркас. Для этого используют проволоку, сварную сетку, рейки из дерева. В основном, подходит дорожная сетка, имеющая ячейки размером 100х100 мм. Ребра имеют диаметр 5 мм. Важный момент при армировании: нужно оставить отступ от стены длиной 30 мм, иначе при перепаде температуры бетон будет трескаться и отслаиваться. Перед армированием нужно задаться уровнем, а затем выставить маяки и выровнять их, не забывая об уклоне. Арматура устанавливается на маяки.
Работы по заливке бетона
Перед заливкой нужно иметь информацию об объеме необходимого раствора. Для этого нужно его подсчитать, зная показатели длины, ширины пола и высоты слоя заливки. Показатель объёма получается в результате умножения этих трех чисел. К тому же дополнительную помощь могут оказать специальные таблицы, в которых напротив каждому показателю объёма раствора сопоставляется марка бетона. Самой подходящей маркой для гаражей является «М300».
Приступаем к изготовлению самой смеси. Можно приобрести уже готовый сухой состав, а можно смесь сделать вручную. В этом помогут цемент и песок в соотношении 1 к 4, добавив 0,5 воды. Перемешивать смесь нужно тщательно, пока она не стала однородной массой, а только потом заливать воду. Если имеется бетономешалка, тогда сначала в нее заливается вода, а затем засыпается смесь из песка и цемента. Готовым сухим порошком пользоваться удобнее, но он дороже. Как бы то ни было, все нужно делать строго по инструкциям.
Теперь можно приступать непосредственно к заливке. В рабочей зоне уже установлены маяки. Их можно выполнить из чего угодно: деревянных чурбаков, кусков арматуры, полосок из бетона. Один маяк устанавливается по центру, а остальные – по периметру гаража. Поверх маяков выливается раствор и выравнивается. То, насколько ровным получился пол, можно определить с помощью рейки, делая возвратно-поступательные движения. При появлении углублений нужно их сразу же залить раствором и выровнять поверхность. Важно произвести заливку всей площади пола за один раз, только так покрытие будет монолитным, а значит прочным, не будут наблюдаться трещины и перепады. Данный этап работы является ответственным, поэтому хорошо работать не одному, а с напарником, ведь раствор быстро застывает. А так один может подготавливать раствор, а второй может его выравнивать на полу. При отсутствии бетономешалки можно будет обойтись ведрами и лопатами.
Направляющие следует извлечь, когда залитая поверхность уже достаточно затвердеет, а это произойдет спустя пять часов. После изъятия в образовавшиеся ниши следует также залить раствор. Заливка должна получать достаточное количество влаги, чтобы завершилась ее полимеризация, иначе могут образовываться трещины. Поэтому несколько раз в день на протяжении семи дней заливку нужно поливать достаточным количеством воды. Также бетон понадобится и для заливки въезда. Такой въезд, в отличие от деревянного, послужит намного дольше.
В бетоне важно предусмотреть компенсационные швы. Это можно сделать во время заливания раствора. Бетон окончательно затвердеет через месяц после заливки. Только затем его можно покрывать слоем клинкерной плитки, покрасить или нанести полиуретановый состав. Однако важно помнить, что пол должен быть шероховатым, иначе сцепление с колесами авто будет плохим.
Характеристики бетонных полов
Качественный бетонный пол должен отличаться высоким показателем прочности. Абразивные нагрузки, удары, перепады температуры — все это может оказывать воздействие на бетон. Однако он должен выдерживать давление даже весьма тяжелого автомобиля.
Ещё одна важная характеристика – показатель износостойкости. Гараж будет эксплуатироваться довольно часто, вследствие чего поверхность будет подвержена частым воздействиям. Качественный бетон будет служить долго, не деформируясь.
Характеристика влагостойкости является весьма важной, ведь в гараж будет периодически заезжать мокрый автомобиль, будет меняться масло, переливаться бензин. Все это может разрушать покрытие, если оно не будет надлежащего качества. Чтобы из-за масла и бензина не оставались пятна на полу, его можно обработать специальным составом.
Бетонный пол должен быть устойчивым к химическим смесям. В гараже могут храниться многие химические вещества. Бетон должен выдерживать непредвиденное воздействие с их стороны.
Итак, если бетонный пол будет влагостойким, прочным, износостойким и не будет подвержен воздействию химических веществ, он прослужит долгие годы. Как итог, автомобиль будет находиться в целости и сохранности, а его владельцу будет приятно находиться в таком комфортном гараже.